Время больших возможностей? Какие профессии востребованы в 2022 году
Если хотите держать руку на пульсе рынка труда, обязательно заглядывайте на страницу Службы исследований hh.ru. Её специалисты регулярно обновляют данные о рынке труда. Например, в марте — апреле 2022 года в России заметно сократилось количество вакансий практически во всех сферах. Тогда компании просто приостановили набор сотрудников, не понимая, что будет дальше. В настоящий момент резкого скачка вакансий также не происходит. В мае 2022-го зарегистрированная безработица в России выросла на 11,5 тысячи человек, вице-премьер РФ Татьяна Голикова. А согласно кадрового агентства Ancor, безработица к концу 2022 года в РФ составит 8%.
⏱ 6 минут полезного чтения
Наверное, каждому профессионалу хочется в такое непростое время понять, какие профессии будут в цене, а где ждут сокращения. Мы опросили экспертов, какие компетенции будут востребованы в ближайшие месяцы.
Наталья Дубинникова, CEO & Founder Favorite Partners, считает, что в цене будут антикризисные менеджеры, логисты и эксперты в области продаж:
«Сейчас, например, очень востребованы антикризисные управляющие. Они умеют очень быстро понимать, что нужно адаптировать, убрать, запустить или перестроить в бизнес-процессах, чтобы удержать компанию на плаву. Сюда же мы отнесём и управленцев, нацеленных на развитие бизнеса. Которые могут не просто удержать, но и увидеть в сложившихся сложных условиях возможности для развития.
Импортозамещение, уход международных брендов с рынка, смещение интереса в сторону других партнёров — всё это не только потрясения и ограничения, но также импульсы к тому, чтобы быстро перестраиваться и отхватывать новые куски рынка.
Востребованными останутся и HR — то есть люди, которые умеют работать с людьми. Они знают, как обеспечить поддержку внутри организации и как усилить команду для развития. Они могут подсказать специалисту, чему сейчас стоит учиться, как применять навыки на практике, чтобы расти.
Новое время породило повышенный спрос на грамотных специалистов в области логистики. Нужно перестраивать цепочки поставок, поворачиваться в том числе на Восток и выстраивать бесперебойные процессы для всех производств, которые работали ранее и запускаются сейчас и в ближайшем будущем.
Вырос спрос и на специалистов по продажам и маркетингу. Они требовались всегда, но, несмотря на, казалось бы, большое количество резюме на сайтах для поиска работы, профессионалов в этих сферах всегда было мало.
Как бы это странно ни звучало, но в целом востребованы были и будут профессионалы. У нас нет времени на раскачку ©. Нужны люди, которые не только обладают нужными опытом и компетенциями, но и способны оперативно принимать решения, быстро действовать и адаптироваться к новым условиям. Грамотные, гибкие, энергичные».
Конечно, есть профессии, которые уже несколько лет остаются в тренде, — это большая часть специализаций ИТ, эксперты для агроиндустрии и фармы. Но даже если вы не видите свою специализацию наверху рейтинга — это не повод отчаиваться, потому что главной компетенцией в настоящее время является problem-solving skills — умение вычленять проблемные области и находить решения.
По мнению карьерного консультанта Ирины Ильичёвой, на плаву останутся не только носители конкретных знаний, но и те, кто обладает определённым набором софт-навыков. Поэтому кризисное время — это не повод отказывать себе в полезных семинарах и курсах, а способ оставаться конкурентоспособным:
«В 2022-м абсолютно точно будет пересборка команд, в том же виде, как она была бы и раньше. Есть есть результат и желание продолжать сотрудничество — идём дальше, нет — с высокой долей вероятности произойдёт замена.
Моя позиция в отношении рынка была и остаётся неизменной: рынок — это как закон сохранения энергии. Ничто ниоткуда не появляется, ничто никуда не исчезает. Энергия (читаем рынок) перетекает из одного состояния в другое. Где-то уменьшается, в другом месте — точно увеличивается (например, когда в пандемию закрыли рестораны — увеличили объём доставок).
Ровно так же профессионал всегда найдёт себе применение и не будет снижаться в стоимости своего труда в 2 раза. На него спрос останется всегда. Если этого не происходит, то профессионал что-то упустил — изменение в рынке в своём направлении, энергию, мотивацию, — или выползают убеждения, которые теперь становятся преградой.
Мне хочется акцентировать внимание на том, что всегда востребовано. И это не про хардовые навыки, касающиеся профессионального опыта кандидата.
А про гибкие навыки, которые стоит развивать всегда:
— Понимание и знание внутреннего заказчика. Увы, даже не все руководители понимают, кто их внутренний заказчик.
— Понимание своей роли внутри компании. Что меняется благодаря тому, что в компании есть именно вы?
— Управление собственной энергией. Как вы восстанавливаетесь, как поддерживаете себя в ресурсе?
— Рефлексия. Насколько вы способны извлекать опыт из ошибок — своих, команды, компании?
— Эмоциональная гибкость. Эмоциональный интеллект. Политический интеллект.
— Амбициозность. Желание и способность двигаться вперёд.
Когда с вами хорошо и результативно, вопрос востребованности стоять не будет!»
Важная рекомендация, которая позволит остаться на плаву, — это чёткое понимание и донесение той ценности, которую создаёт (или не создаёт, и тогда возникают вопросы) ваша деятельность. Здесь важно помнить, что результаты работы не всегда очевидны руководителю или команде. И здесь стоит уделять время аккуратному и точному самопиару, чтобы конечный продукт деятельности не остался без должного внимания.
Каких же компаний коснутся сокращения? И что предпринять, чтобы не попасть в группу риска? Про это рассуждает Станислав Степанов, операционный директор аутсорсинговой ИТ-компании:
«Мне вообще идеи про перспективные/отсталые отрасли кажутся устаревшим подходом. Отрасль — это совокупность, а нас ведь с вами интересует наша компания, наш отдел, наша должность. Вот пандемия. Есть бизнесы, которые стали только крепче, а есть те, кто закрылся. Например, моя знакомая за месяц (!) перестроила процессы туристической компании под рекрутинговый бизнес. Каких-то сумасшедших денег они не заработали, зато остались на плаву. Или ресторан, который запустил сервис обедов на неделю, — в итоге устойчивое производство и новое направление бизнеса, которое без ковидной ситуации бы просто не случилось. Считаю, чтобы оценить вероятность своего увольнения, важно смотреть не в целом на отрасль, а в конкретику и детали. Например, задавая себе следующие вопросы:
Что происходит с похожими компаниями в моём городе/ регионе?
— Есть ли у компании тактический/стратегический план на 2022 год, скорректированный после февральских событий?
— Нет ли в моей компании финансовых трудностей (кассовые разрывы, задержки платежей, заработной платы)?
— Идут ли увольнения в других отделах?
— Очевиден ли для моего руководства мой финансовый результат (план продаж, снижение издержек, оптимизация бизнес-процессов, создание новых центров прибыли и пр.)?
— К какой категории сотрудников меня относит руководитель (работа нуждается в улучшении, работа соответствует ожиданиям, работа превосходит ожидания)? Здесь стоит с собой быть максимально честным.
— Нет ли каких-то доп. риск-факторов по мне (работаю меньше года, на испытательном сроке, в новом подразделении, чья бизнес-необходимость ещё не подтверждена? Какие отношения у меня с командой, руководителем, есть ли какие-то хронические конфликты?
Вот с учётом ответов можно уже себе создавать какой-то план В».
Безусловно, мысли про потенциальное увольнение мало кого оставят равнодушными — кто-то впадает в панику, испытывает сильный стресс, а это плохие союзники для продуктивной рефлексии. Важно понимать, что дополнительные сценарии могут не случиться, при этом иметь план В, С и D полезно со всех точек зрения. Например, одна моя клиентка начала «готовить почву» за месяц до потенциального увольнения. И когда руководитель с грустным лицом объявил, что штат будет расформирован, ни один мускул не дрогнул — у девушки уже был оффер, её ждали в другой компании.
Итак, подведём итоги:
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫